Музей

МУК "Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей"

Директор
 

Борисова Светлана Викторовна

Адрес: 601800, Владимирская обл., г. Юрьев-Польский, ул. 1-Мая, 4
Телефон: 8 (49246) 2-28-48, факс: 8 (49246) 2-26-32
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 17.00,
кроме вторника и последней пятницы каждого месяца, понедельник до 14.30

Официальный сайт: http://yp-muzeum.ru

 

При слиянии двух рек Колокши и Гзы, остановил свой взгляд великий князь Юрий Долгорукий. В 1152 году князь закладывает город Юрьев-Польский.
Юрьев называют самой малой жемчужиной "Золотого кольца". И хотя мал наш город, но всю историю государства русского отразил, как крошечное зеркало.
Основатель города назвал город своим именем Юрьев, из-за окружавших город полей, добавил "польский". Юрьев-Польский это самое сердце Владимирского Ополья.

Древний город задумывался как настоящая крепость, обнесенная километровым по протяженности валом. В кольце древних валов разместился комплекс княжеского Михайло-Архангельский монастыря основанный в 13 веке князем Святославом. Сожженный татаро-монголами он вновь возрождён из пепла. Существующие здания относятся к позднему времени 17-18 вв. Белокаменное великолепие храмов поистине является нетленным свидетелем прошлого и может многое рассказать о жизни людей давно минувших дней. В зданиях монастыря разместился Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.

Прямо перед входом находится главный Михайло-Архангельский собор (нач. 19 в.), который с 2002 года используется совместно с Владимиро-Суздальской епархией. В храме находятся христианские святыни. В специально устроенную деревянную, резную раку помещены иконы-мощевики, в которых покоятся около трёхсот частиц святых мощей. В монастырском храме из музейных фондов показана деревянная скульптура XY-XIX.

 

В самом центре монастырского двора расположена шатровая колокольня 1683 года. На звоннице работает смотровая площадка это одно из самых посещаемых мест музея. С запада открывается панорама центральной части города, с севера бескрайние поля Юрьевского Ополья. Спускаясь со звонницы, попадаешь на выставку "Колокольные звоны", отражающую историю колоколов, звонов, значение их в церковной жизни. В витринах демонстрируются документы, фотографии, макет древнего города, стены расписаны на данную тему. В число экспонатов вошли осколки колоколов, сброшенных во время разрушения колоколен, подаренные городскими и сельскими жителями. На этаж ниже экспозиция "Монашеская келия". Все предметы передают обстановку уединённо-молитвенной жизни монаха. Монастырь играл большую роль в общественной, культурной и образовательной жизни города.

Другая экспозиция не менее известная, она посвящена войне 1812 года и выдающемуся генералу того времени П.И. Багратиону. Имя Петра Ивановича тесно связано с нашим краем. Он неоднократно бывал в селе Сима в имении друга и родственника князя Б.А. Голицына. Будучи в Симе П.И.Багратион получает назначение быть главнокомандующим второй Западной армией, туда его привозят тяжело раненного в Бородинском сражении, там он умирает, и был похоронен в семейном склепе князей Голицыных.


Над "святыми воротами" 1654г. расположена Богословская надвратная церковь 1670г. где открыта "Художественная выставка". На выставке представлены различные предметы из музейной коллекции.




Раздел живописи знакомит с портретными работами художников академической школы живописи, с произведениями художников-передвижников: Маковского В., Боскина М., Усова, Ворошилова и т.д.
На выставке представлена посуда российских заводов: Гарднера, Попова, Кузнецова, а т.ж. неизвестных западно-европейских заводов. В алтарной части храма представлена коллекция древнерусской живописи 16-17вв., которая составлена из икон, хранившихся в церквях и соборах окрестных сёл Юрьев-Польского района, а так же Михайло-Архангельского монастыря.

На первом этаже Архимандритского корпуса развернута экспозиция "Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья". Открывается экспозиция диорамой, озвученной голосами птиц, музыкой и рассказом. Множество экспонатов и документов помогут понять быт, нравы, обычаи людей, живших в давние времена. Здесь украшения древнего племени Меря, населявшего наш край, орудия обработки почвы, интерьеры крестьянского и помещичьего быта.
Подняться на второй этаж придется по "Лестнице в историю", которая познакомит вас с основными историческими этапами Юрьевского края.


На втором этаже представлена экспозиция "История мануфактуры в Юрьев-Польском уезде", которая начинается с рубленной деревенской избы. Неотъемлемой частью её интерьера предметы, отражающие ткачество в деревенских светёлках. Среди них различного вида прялки, веретёнца, гребни для чесания льна, в настенной витрине образцы льняных полотен с набивным узорочьем XYIII в., образцы разных стадий обработки льна. Второй зал показывает дальнейшее развитие ткачества в уезде. Историю возникновения ткацкой фабрики Юрьевских купцов Ганшиных и Овсянниковых. Интерьер гостиной фабрикантов наполнен разнообразными предметами, отражающими быт того времени. Подлинные документы повествуют о деятельности фабрикантов конца XIX начала XX веков.


Музею принадлежит уникальный памятник ХШ в. Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества Георгиевский собор, который по праву считается жемчужиной. Он сооружен в 1230-1234 годах князем Святославом Всеволодовичем внуком Юрия Долгорукого.
Каменную резьбу можно видеть во многих местах "Золотого кольца", но здесь она неповторима, особенна. Паразит вас причудливый хаос скульптур стен. Звери и чудища, святые и ангелы, обрывки фантастических каменных гирлянд, охваченные пастями львиных масок, и обломки тончайших растительных узоров образуют загадочную мозаику. Таковы первые впечатления, которые испытывает каждый, кто видит впервые Георгиевский собор.

В Георгиевском соборе находится "Распятие" или "Святославов крест", который принадлежит к числу наиболее крупных и сюжетных композиций декоративного убранства собора. Распятие пользуется у верующих особым почитанием благодаря его чудодейственным силам. Желающие вместе с экскурсоводом могут совершить экскурсию по городу, где познакомятся с архитектурой XIX-XX вв.

 

 

Пройдя через арку монастырских ворот, вы окажитесь на тихом, уютном, заключённом кирпичными стенами дворе. Справа от входа архимандритский корпус утопает в аромате душистой сирени. Первый этаж занимает экспозиция "Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья". Открывается экспозиция диорамой, озвученной голосами птиц, музыкой и рассказом. Множество экспонатов и документов помогут понять быт, нравы, обычаи людей, живших в давние времена. Здесь украшения древнего племени Меря, населявшего наш край, орудия обработки почвы, интерьеры крестьянского и помещичьего быта. Подняться на второй этаж придется по "Лестнице в историю". Эта маленькая экспозиция знакомит с основными историческими этапами Юрьевского края. Тут основатель города, великий князь Юрий Долгорукий в кольчуге и княжеском плаще корзно и его внук первый удельный князь Святослав Всеволодович, держащий на ладони макет знаменитого белокаменного собора. Под сенью белоствольной красавицы берёзки в молитве за род человеческий наш земляк Преподобный Никон Радонежский ученик Великого Сергия Радонежского игумена земли русской. Преподобный Никон родился в нашем городе в 1352 году. Совсем юным он оставил родительский дом ради монашеской жизни. Его приход в Троице Сергееву лавру был началом трудного монашеского подвига будущего русского святого. На месте родительского дома в ХYII в. построили монастырь, который в настоящее время ведёт работы по восстановлению монашеского жития. Поднявшись на второй этаж, вы встретитесь с настоящим чудом Ополья сенокосной страдой. Пора блаженства. Ароматы душистого сена остановят даже самого привиредлевого посетителя. Возле маленькой скирдушки сена сложены нехитрые орудия для сенокоса. Полдень, жара. Самое время для отдыха и обеда. На холщевом рушнике ржаной каравай, лукошко с яичками и кринка ядреного, хлебного кваса. Юрьевское Ополье славилось не только земледельцами, но и ткачами. Войдя в залы второго этажа архимандритского корпуса, тут же убедитесь в этом. Выставка "Золотой ленок" расскажет о ручной, масляной набойке на холстах ХYIII -ХIХ в.в. Вы увидите, как дотошные, современные мастера распознали секрет набоек и повторили чудо - узоры на современных холстах. Здесь же и ручная печать на ситцевых платках Юрьевского купца Масленникова. Музей хранит богатейшее собрание старинных набивных тканей, позволяющее судить о большом художественном вкусе и высоком мастерстве мастеров XYIII-XIX в. в. К примеру в 1784 г. в городе было 2 набивных завода, выпускавших набивных тканей на сумму 6 тыс.руб. В уезде работали 2 шелковые фабрики с суммой годовой продукции 14 тыс. руб. , полотняных фабрик было шесть, а сумму дохода в год составляли 23 тыс. руб. Вышивка на холщевых полотенцах, батистах, по сетке, кружевоплетение, просто очарует своей необыкновенной выразительностью, изящностью, фантазией. Посмотрев работы современных ткачей фабрики "Авангард", вы убедитесь в том, что не перевелись мастера ткацкого дела и в наши дни. Плюш с разрезным ворсом, мягкий на ощупь, с травчатым орнаментом, с геометрической и абстрактной россыпью рисунка, с мелодичной колористической гаммой притягивает к себе не только взгляды, но и руки, очень хочется прикоснуться к творению мастеров-ткачей. Гобелен и шотландка более сдержаны и скромны в своих рисунках, вызывают тем самым к себе уважительное отношение. А вот жаккардовые полотенца, яркий, красочный фейерверк, рисунков, надписей смешных и серьезных, детских и взрослых. Сказочные сюжеты, картинки из любимых мультиков, букеты цветов и изысканные орнаменты вызывают удивление и гордость за наших умельцев. Обязательно захочется купить такое полотенце мягкое, пушистое, яркое или наоборот сдержанное или совсем простое, однотонное, пожалуйста, покупайте, для вас всегда найдется красивое махровое произведение ткацкого искусства в сувенирном салоне музея. Для продолжения знакомства с экспозициями нужно выйти из Архимандритского корпуса и снова вернуться на монастырский двор. Над вратами возвышается Богословская церковь(1670г) её фасады, красиво украшены, кокошниками, поребриком, паперть пояском из квадратных ширинок , а окна наряжены арочками-бровками. В помещении церкви разместилась художественная выставка из музейных фондов. Перед взором посетителя предстанут шикарные и разнообразные экспонаты. Достойное место в экспозиции занимают иконы ХYI-ХIХ в.в. Большинство из них принадлежат Владимиро-Суздальской иконописной школе, отличающейся одухотворенностью образов, мягкой цветовой гаммой и лаконичностью рисунка. Не возможно пройти равнодушно мимо царских врат ХYIв. С изображением Василия Великого и Иоанна Златоуста. Особой монументальностью отличаются иконы апостола Павла и святого Иоанна Предтечи ХYIв. Крупные фигуры святых занимают всю плоскость иконной доски, хорошо воспринимаются, как вблизи, так и на расстоянии. Фигуры показаны в движении, они плоскостны и графичны. Особо можно выделить икону Божией Матери "О Тебе радуется". Она дорога и ценная тем, что нам известен мастер, написавший её. На обороте надпись " написал, сей образ Александр сын Огарев". На фоне голубовато-зеленоватого собора в центре изображение Богоматери типа "Знамение". Выполнена икона в темных тонах. Иконописец, работая над иконой, помечал на рисунке, где какую краску надо положить. Иконы с такими авторскими пометками очень редки. "О Тебе радуется" являет нам глубину православного богословия. На иконе изображено одно из песнопений церковного богослужения. Коллекция фарфора пленит разнообразием и оригинальностью. Напольная ваза "лесное чудо" похожа на маленький, сказочный островок, где приютились разные лесные зверушки. Даже изящному японскому фарфору нашлось место на витринной полке. Какая же художественная выставка без портретов. Академическая школа представлена четырьмя работами. Одна из них, портрет молодой женщины, таинственной незнакомки в белом прозрачном покрывале. Глубокий взгляд, мягкая, чуть заметная улыбка, только намек на неё. Очаровательный образ женщины, простреливает сознание, раскрывает сердце и понимаешь - это идеал женской красоты, это тайна женственности и любви, вот какой задумана Творцом женщина, красота вся в душе, где-то внутри, глубоко, а наружу пробивается свет, через глаза, улыбку, лик. Это чудо сотворено кистью Марии Курт. Художница выполнила работу техникой лессировки, очень технично, правильно, чувствуется теплое, доброжелательное отношение к изображаемой героине. Большое разнообразие работ художников- передвижников - это Маковский В.Е., Лемох В.К., Боскин Н.В., Мозгов Т.И., Николаев К.В. и другие оставили для нас свои блистательные работы.

Продолжить осматривать драгоценный музейный ларец можно в экспозиции "Художественная резьба по дереву", которая разместилась в Михайло-Архангельском соборе (1809г). Это безстолпное, безапсидное здание, обладает замечательными акустическими свойствами. В соборе сохранилась настенная роспись. Декоративная резьба и деревянная скульптура ХУ-Х1Х в.в. её составляющие. Образцом древнерусской деревянной скульптуры являются изображения св. Георгия Победоносца (ХУ в.), св. Параскевы- Пятницы, святителя Николая - Можайского (ХУ11 в.). Коллекцию резных царских врат открывают врата ХУ1 в., выполненные удивительно нежной, ажурной, сквозной резьбой. Врата ХУ11-ХУ111в.в. свидетельствуют о большом мастерстве, тонком художественном вкусе русских резчиков.

В южной части монастырского комплекса в одном ряду с архимандритским корпусом находится Знаменская церковь 1625 года. В помещении церкви развернута экспозиция, посвященная П.И.Багратиону. Имя знаменитого полководца, участника войны 1812 года тесно связано с нашим краем. Он не раз бывал в с. Сима, в имении друга и родственника, князя Б.А.Голицына. Будучи в Симе Багратион получает назначение быть главнокомандующим второй западной армией, туда его привозят тяжело раненного после Бородинского сражения, там он умирает, и был похоронен в местной церкви Святого Дмитрия Солунского. О событиях связанных с войной 1812г., расскажут документы, ружья, знамёна, пушки, мушкетоны. Главным экспонатом считается карета, работы царского каретника Менжельбьера на которой раненного полководца привезли в село Симу. Экспозицию украшают два интерьера имения князей Голицыных. Фарфор, письменные принадлежности, шкатулка для писем, мебель работы немецких мастеров, книги и портреты владельцев помогут перенестись в те далёкие, славные времена нашей России.

В самом центре монастырского двора - красавица колокольня. Она чрезвычайно монументальна и представительна. Все плоскости фасадов богато украшены. Венчает колокольню шатер с гуртами- выступами на ребрах, с тремя ярусами окон-слухов. На звоннице смотровая площадка. Полюбуйтесь бескрайними полями Юрьевского Ополья. Поля, поля до самого горизонта. Юрьев- Польский находится на территории Владимирского Ополья. С юга на север Ополье простирается на 30 км, с запада на восток на 70. Спускаясь по винтовой лестнице, загляните в экспозицию "Монашеская келья". Все предметы передают обстановку уединенно-молитвенной жизни монаха. Монастырь играл большую роль в общественной, культурной и образовательной жизни города. Дошедшие до наших дней документы свидетели тому. Например, в 1862 году монахи взяли на себя труд по обучению детей русской грамоте, церковному пению, начаткам Закона Божия, первым действиям арифметики и начаткам русской грамматики. Для обучения детей по перечисленным наукам настоятель архимандрит Гавриил выделяет из числа монахов преподавателей, а предводитель Юрьевского дворянства Алексей Васильевич Калачёв "богатую квартиру из четырёх комнат, мебель, книги, материалы для письмоводительства"… На этаж выше кельи выставка "Колокольные звоны". Вся история колоколов, бил показана экспонатами и документами. В витринах осколки колоколов, которые берегли в укромных местах местные жители.

Недалеко от колокольни приютилась Георгиевская деревянная церковь (1718г.), яркий образец древних, рубленных клетских храмов. Крыша тесовая на два ската, острая, высокая. Барабан и главка покрыты осиновым лелехом, напоминающим сосновую шишку. Крест тоже деревянный. Теплом и родиной веет от церковки, во все времена года она прекрасна. Мастера, изготовлявшие осиновый лелех получили фамилию Лелеховы, которая жива и сегодня.

Музею принадлежит уникальный памятник ХШ в Владимиро-суздальского белокаменного зодчества Георгиевский собор, который по праву считается жемчужиной. Собор построен в 1234 году князем Святославом Ш Всеволодовичем и красиво украшен резьбой от основания до главы. Строители первого каменного храма Москвы - Успенского Собора (1326г.) - взяли за образец его композиций именно Георгиевский собор нашего города. В 60-е годы ХУ в. Собор обрушился по диагонали с севера-запада на юго-восток. Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы, в Юрьев был послан известный московский строитель В.Д.Ермолин. Красота древней резьбы пленила Ермолина он со вниманием рассматривал камни пытаясь установить связь между ними, но собрать их как прежде не смог. Восстановлено лишь несколько сюжетных композиций, а остальными камнями, как бы облицевал фасады собора. Каменную резьбу можно видеть во многих местах "Золотого кольца", но здесь она неповторима, особенная. Сюжетные композиции и отдельные фигуры выполнены в высоком рельефе, а вся гладь стен покрыта тонким по рисунку растительным орнаментом. Есть основание полагать, что резьбу выполняли две артели мастеров: одна резала фигурные горельефы, другая низкий орнаментальный фон. Художественный анализ показывает, что резьба выполнена русскими, владимиро-суздальскими мастерами и только главный резчик, был приглашен из Галича.

Разнообразно содержание горельефов: тут Святой Великомученик Георгий небесный покровитель основателя города, семь отроков иже во Эфесе уснувших, львы с хвостами в виде дерева и высунутыми язычками, фигуры святых и женские маски, драконы, грифоны, кентавры, птица-сирин, и многое другое узорочье, что заставляет остановиться в изумлении перед этим чудом. Всего 450 рельефов содержит белокаменная скульптура Георгиевского собора. Внутри собора, как замечательный памятник благочестия святого князя Святослава находится животворящий крест. Ради поклонения кресту, сооруженному святым князем, создавшим и сам собор, приезжал государь Михаил Федорович. Благоговея перед этой святыней, государь, по свидетельству древних актов отпускал от своих царских щедрот всё необходимое.

Рядом с кассой работает маленький, уютный сувенирный магазинчик, где на добрую память о посещении музея можно купить махровые полотенца местной фабрики, разнообразные изделия Гусевского хрусталя, различные рукоделия местных мастеров, и ароматный, целебный, цветочный мёд с Юрьевских пасек.

Мал городок Юрьев -Польский, да мил русской душе и тот, кто посетит его, налюбуется древней красотой. Тишиной и простором необозримых полей. Тот непременно захочет еще не один раз вернуться сюда.


Свадьба.

Одной из необычных форм работы музея - организация коллективных посещений музея во время семейного свадебного торжества. Это мероприятие называется «Свадебное путешествие золотое кольцо любви». Свадебный кортеж подъезжает к парадному входу музея. На монастырском дворе молодоженов с многочисленными гостями встречают сотрудники музея в национальных костюмах с традиционным хлебосольством. Каравай, преподнесенный в музее, символизирует и их дальнейшую совместную работу на общее благо, и служит пожеланием крепкой семьи. Сотрудники приветствуют молодую пару по специально разработанным сценариям. Так, например, по одному из них, с днем бракосочетания молодоженов поздравляет народный медведь. Как известно, в русском фольклоре фигура колоритная и замечательная. Яркая, улыбчивая, добрая и нарядная ростовая кукла дарит всем участникам праздника хорошее настроение, заряд бодрости, прибавляет энергии, задора, сил и оставляет незабываемое впечатление от торжественного дня. Музейные залы дают прекрасную возможность запечатлеть торжественное событие на фото и кинопленке.

    


В нашем музее проводятся различные занятия с детьми, одно из них «Древнее искусство – изразцы». На этом занятии дети знакомятся с рельефными изразцами, существовавшими во Владимирской области, узнают, почему изразец так называется, где применялись и где применяются изразцы, чем изразец отличается от современной кафельной плитки. Ребята знакомятся с технологией изготовления изразцов и с удовольствием изготавливают их сами из солёного теста.

    


Для детей дошкольного и школьного возраста сотрудники разработали сценарий массового мероприятия «Под Рождественской звездой». Сказочный, уникальный спектакль, посвященный православному празднику. Четыре человека озвучивают более 10 персонажей Рождественского события. Волхвы, Дева Мария, Иосиф, ёлка, метелица, пастухи... С ребятами играет ростовая кукла-медведь и веселая коза. Дети принимают участие в увлекательных викторинах, играх, водят хоровод, поют, танцуют и читают стихи.

  


Выставка «Земли моей минувшая судьба»

Юбилеи бывают разные. Юбилеи отмечают писатели, поэты, актёры. МБУК «Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей» готовится к юбилею исторического события. 21 - 22 апреля 1216 года произошла Липицкая битва в 10 км к северу от г. Юрьев – Польского, у села Городищи (древний г. Мстиславль). В него входят пойма реки Ваги (летописный ручей Тунег), прилегающие к ней склоны двух холмов (летописные горы Авдова и Юрьева) и увлажнённый луг, переходящий в болото. С юга и запада к местности примыкают большие болота, ныне почти осушённые. Это одно из крупнейших сражений в древней Руси своё название получило от реки Липицы, вблизи которой между сводным ополчением новгородцев под начальством князя Мстислава Удалого, ставшего на сторону Константина Всеволодовича, и Суздальским войском под началом князей Ярослава и Юрия Всеволодовичей и их младших братьев проходила страшная братоубийственная сеча. Причиной тому была обида старшего сына Всеволода Ш Константина, лишённого отцом права занять великокняжеский престол, на младшего брата Георгия, унаследовавшего права великого князя. Летописцы оплакивали эту страшную сечу, в которой сын шёл на отца, брат на брата. За один день 21 апреля 1216 года в этой сече погибло 9233 русских воина. Некоторые историографы полагают, что это только с Владимиро-Суздальской стороны.

В честь юбилея исторического события 21 марта открылась мини - выставка «Земли моей минувшая судьба», на которой посетители музея могут познакомиться с предметами археологии: частями конской сбруи, оружия и предметов быта. На выставке представлен муляж шлема Ярослава Всеволодовича, предоставленный музею местным жителем – краеведом Евдокимовым Сергеем. Также посетителям предложен красочный информационный ряд: увеличенные копии страниц из Лицевого летописного свода ХVI века, изображение военного снаряжения воинов той эпохи, карта расположения княжеств и подробное описание битвы.

    


В экспозиции «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья» Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея для детей проходит адаптированная лекция – экскурсия «Золотой колосок». Ребята знакомятся с развитием земледелия в нашем крае, первыми орудиями труда. Дети узнают, что хлебный каравай начинается с зёрнышка, а прежде чем попасть на стол, он проходит много разных превращений: в его изготовлении принимают участие люди разных профессий. В заключение ребята пробуют горячий каравай прямо из «русской печи» и играют в увлекательную игру «Собери колосок». На протяжении всей лекции особое внимание уделяется бережному и уважительному отношению к хлебу. Также ребят по фотографиям знакомят с современными сельхозмашинами, которые пришли на смену тяжёлому ручному труду пахаря.


Мини - выставка «И славили Отчизну меч и слово…» открыта для обзора посетителей в экспозиции, посвящённой П.И. Багратиону и владимирцам- участникам войны 1812 года. Главные цели: поспособствовать активизации просветительской работы музея по воспитанию духовности у молодого поколения и помочь представить картину всенародного подвига. В витрине представлены архивные документы и фотокопии, связанные с народной войной и предметы военного быта периода XIX века. Выставка будет работать до конца 2016 года.

 


С 7 октября в канцелярии музея открыта выставка – будуар «Истинная красота и женственность вне времени». Авторский коллектив, при ее создании, стремился показать элегантный и утонченный мир женщины. Посетителям представлены изящные украшения, дивные шкатулки с секретами, обувь, а также предметы декоративно-прикладного искусства.

   

Дата создания: 31-01-2017
Дата последнего изменения: 16-02-2018
Наш сайт yp33.ru использует файлы cookie, чтобы предоставлять услуги, наиболее отвечающие Вашим потребностям, а также накапливать статистическую информацию для анализа и улучшения наших услуг. Продолжая просмотр сайта, Вы подтверждаете, сбор метаданных на нашем сайте.
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.